Агентство S&P Global Ratings поместило долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги «В-/В» контрагента, а также рейтинг Казкома по национальной шкале «kzB+» в список CreditWatch с негативными ожиданиями, передает LS.
Как поясняют аналитики, финансовое положение ККБ стало одной из причин перемещения показателей банка в список CreditWatch.
«Даже в случае подтверждения казахстанскими органами власти своей готовности предоставить ККБ значительную поддержку для снижения уровня проблемных активов и пополнения ликвидности банку может потребоваться вливание капитала для покрытия недостаточного в настоящее время объема резервов на возможные потери по кредитам. По нашему мнению, текущее финансовое положение ККБ является неустойчивым в долгосрочной перспективе. Наш базовый сценарий по-прежнему предусматривает получение государственной поддержки для сохранения кредитоспособности и восстановления показателей капитализации до уровня, соответствующего регулятивным требованиям, после возможного формирования значительных дополнительных резервов, однако в настоящее время мы отмечаем неопределенность относительно источника и сроков предоставления такой поддержки», — высказали мнение аналитики агентства.
По их прогнозам, совокупный капитал ККБ, который составлял 381 млрд тенге ($1,1 млрд) по состоянию на конец 2016 года, может существенно сократиться после формирования дополнительных резервов.
В организации напомнили, что вслед за проведенной в ноябре 2015 – феврале 2016 годы проверкой ККБ получил от Нацбанка предписание сформировать дополнительные резервы (в размере 125 млрд тенге) по кредитам, не связанным с БТА Банком, который допускал дефолты и был приобретен ККБ в 2014 году.
«Сроки формирования резервов остаются неопределенными. Кроме того, Нацбанк отметил значительный (в размере 2,4 трлн тенге, или $7,3 млрд) дефицит резервов ККБ по кредиту, предоставленному БТА Банку. Мы ожидаем, что после официальных заявлений заместителя председателя регулятора Олега Смолякова, сделанных в середине марта 2017 году, этот кредит будет в полном объеме погашен в ближайшие месяцы благодаря получению экстраординарной поддержки от Фонда проблемных кредитов», — уточнили в агентстве.
S&P уточнил, что недавно аудитором ККБ, компанией Deloitte, было подготовлено заключение о недостаточном объеме резервов банка (в размере 302 млрд тенге) по кредитам, не связанным с БТА Банком. Заключение было составлено на основании финансовой отчетности банка за 2016 года, подготовленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.
«В настоящее время мы полагаем, что в отношении ККБ применяется особый режим регулирования. По нашему мнению, ККБ нарушил бы регулятивные требования к минимальному уровню капитала, если бы отразил свои убытки в соответствии с МСФО. В связи с этим мы понижаем оценку показателей капитализации и прибыльности ККБ со «слабых» до «очень слабых». Наша оценка позиции банка по риску как «слабой» осталась без изменений, поскольку мы прогнозируем погашение кредита финансовой организацией БТА Банка. Кроме того, наша оценка также отражает подверженность ККБ по-прежнему высоким рискам, связанным с кредитованием компаний в строительном секторе и секторе операций с недвижимостью, а также достаточно низкий уровень резервов по этим кредитам», — считают в S&P.
В целом агентство по-прежнему оценивает показатели ликвидности ККБ как «адекватные», несмотря на низкий запас ликвидности, который составлял около 5% совокупных активов по состоянию на конец апреля 2017 года и очевидную неспособность банка привлекать средства на открытом рынке.
При этом в организации считают, что негативное влияние «слабых» показателей ликвидности в значительной степени компенсируется тем фактом, что в прошлом банк неоднократно получал поддержку от Нацбанка в форме предоставления линии ликвидности, что позволило ККБ погасить приоритетные необеспеченные облигации объемом 397 млн евро в феврале 2017 года, а также нейтрализовать негативное влияние от изъятия крупного депозита клиента в декабре 2016 года. По ожиданиям аналитиков, благодаря этой линии ликвидности ККБ произведет выплаты по субординированным облигациям с правом досрочного погашения объемом $211 млн сроком погашения в июне 2017 года, а также что его база депозитов будет стабильной.
«Принимая во внимание указанные факторы, мы отмечаем ухудшение характеристик собственной кредитоспособности ККБ, даже с учетом экстраординарной поддержки для снижения уровня проблемных кредитов и пополнения ликвидности. В связи с этим мы понижаем оценку характеристик собственной кредитоспособности (stand-alone credit profile — SACP) банка с «ссс+» до «ссс». Оценка отражает наше мнение о том, что ККБ может допустить дефолт в ближайшие 12 месяцев, если не получит дополнительной экстраординарной поддержки», — подчеркнули в агентстве.
При этом в S&P уточнили, что кредитный рейтинг эмитента ККБ включает две дополнительные ступени положительной корректировки за счет вероятности получения государственной поддержки, учитывая его оценку системной значимости как «высокую» и правительство, «готовое оказывать поддержку» банковскому сектору.
«Рыночная доля ККБ по-прежнему остается значительной (19% совокупных активов и 16% розничных депозитов по состоянию на 30 сентября 2016 года), и кроме того, ККБ является одним из крупнейших получателей финансирования в рамках государственных программ поддержки. Тот факт, что правительство предоставляло банку поддержку в прошлом, и сохраняющаяся высокая системная значимость банка определяют наше мнение о том, что правительство может оказать банку поддержку для сохранения его кредитоспособности, и это поможет повысить его показатели капитализации до необходимого уровня», — предполагают в S&P.
В агентстве напомнили, что 2 марта 2017 года Народный банк, правительство, Национальный банк, ККБ, БТА Банк и Кенес Ракишев подписали не имеющий обязательной силы меморандум о намерении Народного банка приобрести контрольный пакет акций ККБ.
«После подписания этого документа переговоры продолжаются, однако пока неясно, придут ли стороны к соглашению по поводу сделки и какие последствия она будет иметь даже в случае ее заключения. Как следствие, несмотря на то, что приобретение ККБ гораздо более сильной финансовой организацией (Народным банком) может улучшить его кредитоспособность, в настоящее время мы не учитываем влияние этой сделки в нашей оценке обоих банков. Мы ожидаем, что сделка в любом случае должна быть одобрена регулятором», — отметили в финансовой организации.
В S&P добавили, что планируют вывести рейтинги банка из списка CreditWatch в течение ближайших 90 дней.
«Мы планируем вывести рейтинги банка из списка CreditWatch и подтвердить их в том случае, если будем располагать информацией о надежной способности банка обеспечить докапитализацию до уровня, соответствующего регулятивным требованиям (после формирования дополнительных резервов), что будет способствовать сохранению его устойчивости и способности обслуживать и погашать долг», — пояснили аналитики.
При этом в агентстве предупредили, что могут вывести рейтинги ККБ из списка CreditWatch и понизить их, если в течение того же периода будем отмечать отсутствие плана достаточной докапитализации банка.
«Задержка вливания капитала окажет негативное влияние на оценку нашего базового сценария (согласно которому банк получит необходимую помощь), что предполагает повышение вероятности дефолта по одному или по всем долговым обязательствам. Рейтинги также могут быть понижены, если мы будем отмечать повышение вероятности выборочного дефолта (что не соответствует нашим ожиданиям), например, в результате реструктуризации валютного долга банка в рамках мер по поддержанию кредитоспособности», — добавили в организации.+
В свою очередь S&P сохранил рейтинги Народного банка (BB/негативный/B; по национальной шкале — kzA) остались без изменений в связи с продолжающимися переговорами о возможном приобретении им ККБ.
«Насколько мы понимаем, переговоры по сделке продолжаются, однако по-прежнему неясно, придут ли стороны к соглашению. Если договоренность будет достигнута, мы изучим условия сделки и их влияние на характеристики кредитоспособности Народного банка, а также пересмотрим нашу оценку бизнес-профиля, показателей капитализации, качества активов банка и вероятности получения им поддержки от правительства», — добавили в S&P.